История Израиля и Церкви
- История Израиля:
- Древний Израиль
- Современный Израиль
- История в картах
- Израиль и народы
- История Церкви
- Фотофакты
- Говорят служители
- Русскоговорящие христианские священнослужители, философы и учителя
- Западные христианские священнослужители, философы и учителя об Израиле и Церкви
- Материалы конференции и семинаров по теме Израиль и Церковь
- Еврейские философы об Израиле и Церкви

Трудно было предвидеть, что придет время, и христианство станет официальной религией Римской империи. Последующие поколения христиан, не сомневаясь и не анализируя, считали торжество христианства попросту проявлением воли Божьей. Но для многих римлян, живших в более ранние столетия, случившееся, должно быть, было подлинной загадкой. Иисуса долгое время воспринимали как непонятное явление локального характера. Его ученики — их веру сторонние наблюдатели часто смешивали с иудаизмом — не годились на то, чтобы стать основателями новой всепобеждающей религии. Вера рабов и простых рыбаков не могла послужить ни чьим-то классовым, ни социальным интересам. Их Евангелие, в котором духовное «царство Божие» старательно отделялось от власти кесаря, уже по определению отказывалось от всех мирских амбиций. И даже тогда, когда численность христиан возросла, и когда их стали преследовать за отказ участвовать в отправлении императорского культа, их все-таки нельзя было признать социально опасными.
Ключевой фигурой был, несомненно, Савл из Тарса (ум. ок. 65 г. н. э.), известный как св. апостол Павел. Еврей по рождению, он был воспитан как фарисей и участвовал в ранних преследованиях евреями христиан. Присутствовал при смерти первого христианского мученика Стефана, побитого камнями в Иерусалиме ок. 35 г. н. э. Но позднее, после обращения, происшедшего на пути в Дамаск, принял крещение и стал самым влиятельным прозелитом «нового пути». Три его миссионерских путешествия стали мощнейшим стимулом развития христианства. Его встречали по-разному. В 53 г. н. э. в Афинах, где он обнаружил алтарь с надписью «Неведомому Богу», евреи встретили его подозрительно.
Христианство основывалось, однако, не на одном иудаизме: на него оказали влияние различные восточные религиозные течения в Империи и, в особенности, греческая философия. Евангелие от Иоанна, которое начинается словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», решительно отличается от трех других Евангелий именно явным присутствием здесь греческого учения о Логосе. Современные ученые особенно выделяют в этом Евангелии не только иудейский, но и эллинистический контекст. Особое место в этом отношении занимает Филон Александрийский, эллинизированный еврей, стремившийся примирить Писание с платонизмом.
Богословские споры показали, что для их разрешения нужен какой-то церковный авторитет. Одно решение этого затруднения предложил Климент Римский (ум. ок. 90 г.), выдвинувший учение об апостольской преемственности. Предстоятели христианской Церкви имели достаточный авторитет, если могли проследить свое посвящение вплоть до одного из двенадцати апостолов или до признанного их преемника. Сам Климент, бывший третьим от ап. Петра епископом Рима, свое право на наследие этого престола выводит из слов «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16:18). То же с еще большей силой заявлял Ириней епископ Лионский (ок. 130-200 гг), в своих посланиях против гностиков: